РОЛЬ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ • ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
✓
1. ЛОБОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЛОХО ОБТЕКАЕМЫХ ТЕЛ
Пограничный слой. Если мы будем рассматривать силы, действующие на тела любой формы, движущиеся в идеальной жидкости, не обладающей вязкостью, то, как известно, окажется, что лобовое сопротивление тела равно нулю. Интересно, что при этом картина распределения давления по поверхности телв за включением, однако, небольшого участка у задней его части, полученная теоретически, и такая же картина, но полученная из опыта, будут совпадать. Расхождение теоретической и опытной кривых распределения давления у задней части тела не случайно и показывает, что переход от идеальной жидкости к жидкости вязкой, сопровождающийся возникновением лобового сопротивления, одновременно изменяет характер обтекания задней, части тела потенциальным потоком.
Если рассматривать движение тела в воздухе, то вследствие очень небольшой вязкости воздуха отношение инерционных сил к силам вязкости, характеризуемое значением числа Рейнольдса, для самолета будет чрезвычайно велико. В авиации в условиях натуры мы редко сталкиваемся с Re < 1 ■ 10я. Однако даже при очень малой величине сил вязкости у самой поверхности тела эти силы становятся вполне соизмеримыми с инерционными силами. В результате непосредственно у обтекаемой воздухом’ поверхности образуется так называемый пограничный слои, , в котором воздух движется со скоростями, меньшими скорости внешнего потока. Если мы обозначим через у расстояние от поверхности тела, и — скорость внутри Пограничного слоя, то u~f(y) при у = 0 и = 0, а при у, равном толщине погранич — * “ного слоя 8, скорость и равна скорости внешнего потока ио {фиг. 1).
Поскольку резкая граница окончания пограничного слоя отсутствует, определение толщины пограничного слоя является, вообще говоря, условным. Часто толщину пограничного слоя считают равной расстоянию 8, на котором скорость воздуха отличается на 1% от скорости потенциального потока.
Касательные напряжения, возникающие внутри пограничного Слоя благодаря изменению скорости в нем1, передаются на поверхность тела и создают сопротивление трения. Вместе с тем наличие пограничного слоя влияет на потенциальный поток, дефор-
мирул его, особенно у задней части тела, в связи с чем происходит перераспределение давлений. В итоге сумма проекций нормальных к поверхности тела сил на направление движения тела при отсутствии подъемной силы становится неравной нулю и дает результирующую, которую нередко называют сопротивлением формы, правильнее же ее назвать сопротивлением давления.
Таким образом Лобовое сопротивление X тела, не имеющего подъемной силы, равно сумме сопротивленйй трения и давления:
Несоответственно Сх — cTf- схп.
При наличии подъемной силы возникает индуктивное сопротивление, тогда:
. Сх — Сж( + Схп + Cxi •
Известно, что течение воздуха в пограничном слое может быть ламинарным или турбулентным. При ламинарном течении линии тока идут параллельно поверхности тела, при этом в слое* не происходит перемешивания. Приближенно параболический профиль распределения скоростей в ламинарном пограничном слое определяется соотношением:
![]() |
Турбулентное течение в пограничном слое характеризуется наличием в нем завихрений, из-за чего все время происходит перемешивание воздуха внутри слоя. При этом профиль скорости в пограничном слое отличается, от профиля скорости в ламинарном значительно более быстрым! нарастанием скорости по мере удаления от поверхности {фиг. 1).
Приближенно его можкр охарактеризовать в виде зависимости корня седьмой ст. епени
(Существует ряд более точных, но вместе с тем и более сложных — выражений для и). Пограничные слои с различным характером течения воздуха мы ниже будем просто называть ламинарным или ‘турбулентным пограничным слоем.
Как видно из фиг. I, турбулентный пограничный слой облагает значительно более полным профилем скорости, чем лам>и-
![]() |
яичного слоя от поверхности тела происходит в результате действия положительного градиента давления.
Рассмотрим поток, обтекающий шар (фиг. 3). Вследствие очень небольшой толщины пограничного слоя можно считать,
что внутри него давление равно давлению в потенциальном потоке. В итоге, обтекая шар, воздух внутри пограничного слоя движется до точки а, как видно на фиг. 3, в сторону меньшего давления, при этом отрицательный градиент давления помогает частицам воздуха преодолевать силы вязкости. После точки а картина становится обратной. Частицы воздуха при движении попадают в области с меньшим по абсолютной величине разрежением, при этом положительный градиент давления стремится изменит^ профиль скорости в пограничном слое так, как показано на фиг. 4. *
При профиле скорости D {фиг. 4) внутри пограничного слоя образуется обратное течение, которое развиваемся в вихрь (фиг. 5) fi приводит к отрыву пограничного слоя от тела.
Из сказанного очевидно влияние величины положительного градиента давления на отрыв. Чем этот градиент будет больше, тем отрыв произойдет раньше.
Однако отрыв зависит не толЬко от градиента давления. Рассматривая профиль скоростей ламинарного и турбулентного пограничных слоев, можно априори сказать, что ламинарный пограничный слой способен раньше оторваться от тела, чем турбулентный, так как при ламинарном слое толщина сильно заторможенного слоя воздуха значительно больше, чем при турбулентном слое.
Действительно, если при обтекании шара ламинарный пограничный слой отрывается в точке с (фиг. 3),. то турбулентный пограничный слой оторвется в точке d, т. е. значительно позднее. При этом в первом случае завихренная зона будет значительно больше, Ч чем во втором. Последнее хорошо видно из фотографии фиг. 6, А и В. Уменьшение завихренной зоны при отрыве турбулентного слоя приводит к перераспределению давления (см. фиг. 3). При этом резко снижается сха, а вследствие этого и сх.
В итоге, если при отрыве ламинарного слоя сх шара равнялся 0,45—0,5, то при отрыве турбулентного слоя его величина падает до 0.09—0,13, т. е. более чем в 3 раза. На фиг. 7 и 8 показана зависимость сх шара, эллипсоидов и круглого цилиндра от Re. Мы видим, что во всех случаях кривые сх — f (Re) имеют участок резкого уменьшения сг. Этот участок как раз соответствует переходу от обтекания тела с отрывом ламинарного’ слоя к обтеканию с отрывом турбулентного слоя. Число Рейнольдса,
ари котором происходит резкое уменьщение Сх, носит название критического и обозначается Rer. Для шара. принято считать критическим то Re, при котором сх= 0,3. .
Ряд опытов показал, что длина участка с ламинарным пограничным слоем уменьшается при увеличении скорости, а следовательно, и Re. При достижении определенного Re ламинарный пограничный слой переходит в турбулентный. Этот переход вследствие большей сопротивляемости отрыву турбулентного пограничного. слоя вызовет резкое уменьшение Сх. показанное на фиг. 7 и 8.
|
Во многих случаях переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный ‘ может произойти уже после отрыва ламинарного пограничного слоя. Как мы покажем ниже, явление перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный вызывает резкое утолщение пограничного слоя, при этом турбулентный пограничный слой может снова вернуться к поверхности тела, удержаться на довольно большом участке и затем, лишь под влияние^ увеличившегося положительного градиента давления, сорваться с тела. Фиг. 7 показывает, что Rer увеличивается с ухудшением обтекаемости тела. Причину этого можно объяснить так. Отрыв ламинарного пограничного слоя от эллипсоида вращения с отношением длины оси, расположенной по потоку, к длине оси, перпендикулярной потоку, равным 1,8:1, происходит значительно ближе к задней части тела, чем хотя бы отрыв ламинарного слоя у шара, поэтому, даже если ламинарный пограничный слой переходит в турбулентный при определенном Re, которое мы будем обозначать ниже через Re„ то для эллипсоида при одном и том же Re, значение Re, должно быть меньше, чем для шара, так как Re, подсчитывается по длине тела I в направлении потока, a Re, — по длине ламинарного участка t, и
отношение — j у эллипсоида больше, чем у шара. Кроме этого
геометрического фактора, играет, повидимому, роль и распределение давления. Срыв ламинарного пограничного слоя может
наступить при обтекании не только таких тел, какие показаны та фиг. 7 и 8. При числах Рейнольдса порядка 0,2 • 10“ в трубе
Фиг. 8. сх в функции Re для круглого цилиндра. |
_ D I D I Сплошная кривая— . •=» ; пунктирная кривая— *= е L. к L к (D — диаметр цилиндра, L — его длина, расположенная перпендикулярно потоку). |
переменной плотности NACA наблюдался срыв ламинарного слоя также при обтекании профилей крыльев средней толщины [I [1]—
Сравнение результатов испытаний — шаров в различных лабораториях — показало, что при довольно хорошем совпадении значений сх до и после кризиса значения самой величины Ree значительно расходятся, как видно из фиг. 9, и, следовательно, зависят от свойств аэродинамической трубы, в которой производится эксперимент. Дальнейшие исследования этого вопроса показали, что на переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный и з результате на величину сх оказывает определенное влияние турбулентность потока аэродинамической трубы.
Истинная скорость потока V в каждое мгновение равна V = — VCp +17, где v — скорость пульсации потока в трубе. Среднее
![]() |
квадратичное значение и равно:
■де Т ■— промежуток времени от начала до конца замеров ско-
Г |
Гтл O’ —
= Г~ /
Мерой турбулентности є (выраженной в процентах) принято называть отношение г%=100 L. Rec шара и г% оказались свя-
^ <Р
занными прямой зависимостью (фиг. 10). Чем более турбулентен поток в аэродинамической трубе, тем Ref меньше, и наоборот. Последнее объясняется тем, что при увеличении в уменьшается Re„ так как турбулентность потока в аэродинамической трубе ускоряет переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный. Из фиг. 10 видно, что соотношение между г и Rec неодинаково для шаров различных диаметров при одной и той же турбулентности, но1 вызванной различными сетками. Действительно, величина г является. основным, но не единственным’ фактором, характеризующим влияние особенностей потока на Rec. Так, например, на фиг. 11 показаны результаты испытаний шаров различных диаметров в американских трубах [3]. По этим испытаниям лишь для условий атмосферы, т. е. при е=0, Rer оказалось независимым от диаметра шара, во всех остальных случаях при увеличении D шара Re0 уменьшалось.
Тейлор предложил рассматривать зависимость Rec не от е,
I
а от произведения > где /5^диаметр шара, a L —
величина, называемая масштабом турбулентности. Она зависит обычно от размеров решеток, спрямляющих поток в трубах (белее подробно см. [2, 148]). Эксперименты, проведенные Драй — деном [2], показали, что при специальной турбулизации потока в тРубе решетками введение указанного выше добавочного множителя нриводит к полному совпадашо. результят=ов~ненііпаний шаров с диаметром 127 и 216 ЫмЖШе-н.12)Инс-титут ГРФ_
k* Т. Горощенко |
|
|
|
|
|
; —турбулентность вызвана сеткой с ячейкой 127 У 127 мм; 2 то же,
с ячейкой 85 X 85 мм; 3-ю же, с ячейкой 25 X 25 мм; 4 — тоже,
с ячейкой 13X13 — ил; 5 —то же, с ячейкой 6X6 мм.
Эффективное число Рейнольдса. Для шара значение Rec соответствует определенной величине сх, а следовательно, и опре — теленной картине обтекания. Поэтому, если в трубе с очень турбулентным потоком Rec~ 145000, а © атмосфере Rес — 385 000, то это значит, что, несмотря на большую разницу в величине Re, в итоге влияния повышенной турбулентности потока трубы обтекание шара в трубе и в атмосфере происходит с одинаковыми областями отрыва пограничного слоя.
Таким образом увеличение турбулентности потока, с точки зрения картины отрыва, равносильно увеличению Re.
Последнее хорошо иллюстрируется фиг. 13, взятой из работы Е. Минского [4]. Мы видим, что при#£=1,1 • 105иє=2,8% поток отрывается по ми — делевому сечению цилиндра (0=90°), если же є повысить до 4%, то при Re—1,1 • 105 поток будет срываться при в —100°, т. е. так же, как при є =2,8% и Re, равном не
1,1 • 105, а 1,3 ; Ю5.
Если мы кривые сх=
=f№ для шара, полученные в разных трубах, построим в зависимости не от Re, а от Re эффективного, равного:
D _____ 0 Яее шара в атмосфере
^ Rec шара в трубе ’
то все кривые должны пройти тесным пучком через точку Re^ — 3,85-105 и 0Х =0,3. Таким образом, определяя зависимость сх не от Re, а от Re^, мы можем исключить влияние особенности потока в трубе, характеризуемое значением Ree шара или Е.
Понятие Re^ было введено NACA [5] для увязки результатов испытаний в трубе переменной плотности с результатами испы-
і 1_____________________________ 0,1 Ofi ‘0.6 0.8 1.0 IS l, U*WsRe Фиг. 13. Зависимость положения точки отрыва пограничного |
|
тания в большой (натурной) трубе. Оно несомненно важно для анализа результатов экспериментов в трубах, обладающих повышенной турбулентностью потока. Однако, проводя такие анализы, следует все время иметь В виду, ЧТО переход ОТ Re К Re3ф производится на основе Rec шара, поэтому Re, K][ принципиально допустимо применять в случаях такого обтекания, при котором происходит отрыв пограничного слоя, подобный отрыву при обтекании шара. Более широкое использование /?е, ф1 как мы докажем ниже, может нередко привести к ошибкам.
Для облегчения перехода к в табл. 1 приведены Re(.
шара для разных труб.
Таблица I
Rec шара по испытаниям в различных аэродинамических трубах [2] *
(таблица составлена в основном по данным Rep. 558 NACA, Справочника авиаконструктора ЦАГИ и Технических заметок ЦАГИ № 126)
|
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|
||
![]() |
|||
|
![]() |
||
![]() |
|||
|
|||
|
|||
![]() |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
![]() |
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
![]() |
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
![]() |
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|||
![]() |
|||
|
|||
|
|
||
|
Сохранение ламинарного течения в пограничном слое сильно зависит не только от турбулентности внешнего потока, но и от состояния поверхности тела. На этом вопросе мы подробно остановимся ниже. Теперь же укажем на явление, кажущееся на первый взгляд парадоксальным. На фиг. 6 В ясно видно колечко, надетое на шар. Казалось бы, присутствие такого колечка должно увеличить сопротивление тела, но, наоборот, кольцо, вызывая тереход ламинарного слоя в турбулентный, не только не увеличивает, но даже уменьшает сх шара, что отчетливо видно из простого сравнения зон срывов. Таким образом, если налицо срыв Ламинарного пограничного слоя, то добавочная шероховатость в некоторых, правда, в условиях натуры очень редко встречающихся случаях может не увеличить, а наоборот, даже понизить сх.
В заключение настоящего раздела следует подчеркнуть, что обтекание таких тел, как сфера, эллипсоид, цилиндр, представляет не только теоретический интерес. Колпаки турелей, фонари и стрелковые башни часто имеют простейшие геометрические очертания, и при испытаниях моделей фюзеляжей с такими надстройками необходимо учитывать Rec надстроек, в противном случае результаты эксперимента могут быть неправильно истолкованы.